Потянет ли Дмитрий Артюхов Северный широтный ход?
  Вход/регистрация

Потянет ли Дмитрий Артюхов Северный широтный ход?


 
Потянет ли Дмитрий Артюхов Северный широтный ход?
Потянет ли Дмитрий Артюхов Северный широтный ход?
4 мая 2021 | 2675 Президент Путин сказал «пора начинать» и бюрократические шестерёнки закрутились. Несколько последних месяцев о Северном широтном ходе (СШХ) не вспоминали. После того, как в октябре прошлого года, проект не получил бюджетное финансирование, о нём вроде как забыли. Чиновники словно ждали, высочайшего благословления. И вот оно получено, а значит можно с новой силой говорить о начале «стройки века».
Пожалуй, первым взбодрился Дмитрий Артюхов. И это не случайно – у ямальского губернатора вновь появилась крутая возможность для пиара. Ведь речь идёт о проекте, которым озабочен сам президент. Да и деньги на его реализацию предусмотрены не малые – порядка 260 млрд рублей, а как известно, где деньги, тем более бюджетные, там и возможности…

Напомним, проект СШХ представляет собой железную дорогу от Нового Уренгоя до станции Обская с двумя мостовыми переходами через реки Надым и Обь. Таким, образом соединятся Северная и Свердловская железные дороги. Инициаторы проекта утверждают, что по новому транспортному коридору будут доставляться различные грузы, предназначенные для дальнейшего освоения природных ресурсов полуострова Ямал, перевозка углеводородов и другого сырья, в том числе с целью их перевалки в порту Сабетта.



Предполагается, что грузооборот СШХ может составлять до 35 млн тонн в год. Впрочем, эта колоссальная цифра, мягко говоря, не подтверждена сколь-нибудь серьёзными экономическими расчётами. Более того, в разное время ведущие российские экономисты и представители «Газпрома» заявляли, что они не видят большого грузопотока по СШХ. Звучали даже заявления о том, что весь этот «масштабный» проект затевается лишь для того, чтобы освоить бюджетные миллиарды на его строительстве.

Между тем, для жителей северо-западной части округа от строительства СШХ есть одна несомненная польза – в рамках проекта предполагается сооружение совмещённого автомобильно-железнодорожного моста через Обь между городами Салехард и Лабытнанги. В разное время высокие руководители, в том числе и губернаторы, много говорили о необходимости строительства моста: представляли проекты, называли сроки и суммы инвестиций.



Но дальше разговоров дело не шло. В конце своей губернаторской карьеры Дмитрий Кобылкин с неизменным ямальским пиаром заложил в основание моста первый камень. Однако, это тоже не помогло — практической реализации пафосное действо не получило. Строительство моста не вошло ни в какие федеральные инвестиционные программы, а проект СШХ и вовсе заморозили из-за отсутствия финансирования. Оказалось, что бизнес не торопится вкладывать деньги в проект с сомнительными перспективами.

А вот государство – пожалуйста! Путин готов выделить на реализацию СШХ искомые миллиарды из государственной кубышки – Фонда национального благосостояния. Предполагается, что в рамках нового финансового механизма — инфраструктурных бюджетных кредитов – Ямал до конца 2023 года получит на реанимацию проекта определённую сумму под 3% годовых сроком на 15 лет.

«Правительству Российской Федерации совместно с Правительством Красноярского края, Правительством Нижегородской области, Правительством Челябинской области, Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа обеспечить подготовку и реализацию пилотных проектов территориального развития с использованием инфраструктурных бюджетных кредитов и привлечением заинтересованных организаций, включая публичное акционерное общество «Газпром» и открытое акционерное общество «Российские железные дороги», — говорится в тексте поручения президента, опубликованном на сайте Кремля.

Первый доклад о ходе реализации проектов должен быть подготовлен к сентябрю этого года, последующие — один раз в год. Ответственность за выполнение поручения возложена на председателя правительства Михаила Мишустина, а также глав регионов-участников.

На недавней встрече губернатор Ямала Дмитрий Артюхов и генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозёров обсудили вопросы проектирования, грузовой базы и другие аспекты будущего строительства СШХ. По официальной информации, речь идёт об актуализации финансово-экономической и организационной модели концессионного соглашения. Сообщается также, что проектную документацию по мосту через Обь планируется завершить в текущем году. Получается, что она ещё не готова? А что же тогда Кобылкин собирался строить в 2018 году?



В сентябре прошлого года «Главгосэкспертиза России» выдала положительное заключение по проекту первого этапа строительства совмещенного мостового переход через реку Обь между Салехардом и Лабытнангами. Он предусматривал инженерную подготовку, устройство гидрозащитных сооружений и причалов. Казалось бы, можно начинать! Но уже в октябре, как гром среди ясного неба прозвучала новость о том, что из-за ситуации с пандемией коронавируса и, как следствие, экономического спада, программу реализации СШХ секвестировали. В федеральном бюджете до 2023 года финансовые средства, предусмотренные на его строительство — более 10 млрд рублей — были перераспределены на другой, более важный инфраструктурный проект.

Ну и главный вопрос: а способна ли вообще команда Дмитрия Артюхова грамотно и эффективно освоить деньги федерального бюджета на реализации масштабного проекта государственного значения? В этом как раз и есть большие сомнения! И не только потому, что ямальские чиновники «прославились» способностью лихо рассовывать по своим карманам бюджетные деньги, выделяемые на жирные инфраструктурные проекты –примеров многочисленных коррупционных скандалов предостаточно.

Сомнения в профессионализме команды младогубернатора вызывает срыв важных ямальских строек, например, ковид-госпиталей в Новом Уренгое и Салехарде, которые до сих пор не сданы в полноценную эксплуатацию. А вишенкой на торте стал конфуз с автодорогой Надым-Салехард, «круглогодичный проезд» по которой пришлось закрыть из-за того, что она превратилась в болото. С учётом всего этого «багажа», способен ли Дмитрий Артюхов потянуть Северный широтный ход?

Источник : http://www.yamalpro.ru/

Считаешь эту страницу интересной? Поделись со всеми


Комментариев пока нет.


Добавить комментарий!